Сетевое сообщество классных руководителей г. Ноябрьска, ЯНАОПятница, 03.05.2024, 07:47

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Планирование [1]
Диагностика [1]
Статьи [4]
Родительское собрание [0]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 29

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Баннер
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ РОССИЙСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ

Каталог статей

Главная » Файлы » Классное руководство » Статьи

Роль игры в воспитании младшего школьника
25.12.2013, 08:23

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Ноябрьск

Роль игры в воспитании младшего школьника.

                                                                        учитель начальных классов

Икрянова Галина Александровна

    Игра – важное средство воспитания во внеурочной деятельности.

С поступлением детей в школу основным видом их деятельности становится учение, но игра по-прежнему занимает значительное место в их жизни. А. С. Макаренко подчёркивал, что «игра является подготовкой ребёнка к труду и должна постепенно заменяться трудом».

   Воспитательное значение игры огромно. Игра органически присуща детскому возрасту, а при правильной и умелой организации со стороны учителя, воспитателя группы продлённого дня способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Игра может изменить отношение детей к тому, что порой им казалось обычным и скучным, она помогает педагогу сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых.

В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. Игровая деятельность всегда связана с возникновением и развитием между детьми определённых взаимоотношений. В игре позиция каждого ребёнка активна: он играет, пока этого сам хочет и пока ему интересно, активно ищет товарищей для игры, вступает с ними в определённые отношения.

   Игра для детей – это очень важное средство самовыражения, проба своих сил. В игре педагог лучше узнаёт своих воспитанников, ведь в ней проявляются характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности обучающихся. Кроме того, игры сближают педагога с детьми, помогают установить более тесный контакт.  

   Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, подражательные, ролевые, музыкальные, дидактические, познавательные и другие. Все они нужны и по-своему полезны детям. Но особое место среди них должны занимать подвижные игры. Специальные исследования показывают, что 85% времени бодрствования школьники проводят в сидячем положении, а это пагубно сказывается на их здоровье. Подвижные игры – самое лучшее лекарство от двигательного «голода». Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что они исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазанье, метание, бросание и ловлю, упражнения с предметами. Поэтому подвижные игры справедливо считаются универсальным средством и физического воспитания детей.

    Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных ситуациях, что создаёт большие возможности для проявления инициативы и творчества. Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер.

    Организуя подвижные игры во внеурочное время, я принимаю во внимание следующие обстоятельства:

1.Возраст играющих. При подборе игр исхожу из необходимости постепенного перехода от простых игр к более сложным. Самые простые игры, доступные первоклассникам, это групповые игры, игры с пением, игры – хороводы.

2.Помещение для игр. При выборе игр всегда приходится считаться с размером помещения. В большом зале или в просторном коридоре ограничений для выбора подвижной игры нет. Можно провести круговые и линейные игры, с бегом и прыжками. В небольших помещениях выбор игр ограничен.

3.Игры на воздухе. Их проведение зависит от времени года и погоды. Одни игры планирую на осенний период, другие на зимний или весенний. Организуя игры на свежем воздухе, предпочтение отдаю тем, в которых одновременно участвуют все дети.

4.Число участников. Не всегда есть возможность организовать и провести игру со всем классом. Нередко случается, когда часть детей занята в других кружках дополнительного образования. В этих случаях хороши настольные игры, игры с конструктором и строительными материалами, а также весёлые, шумные игры для небольшого количества детей.

5.Инвентарь для игр. Чаще всего для организации и проведения подвижных игр используется безопасный инвентарь: мячи, булавы, кегли, обручи, скакалки, эстафетные палочки, мели др.

Привожу  примеры подвижных игр, которые я организую и провожу с детьми во внеурочное время на свежем воздухе.

1.«Пятнашки». Играющие разбегаются по площадке, а «пятнашка» (водящий) их ловит. Тот, кого он запятнает, становится «пятнашкой». В эту игру можно вносить ряд дополнительных правил: «пятнашка» может запятнать только бегущего игрока, стоит убегающему присесть-он в безопасности; играющий может спастись от «пятнашки», если встанет возле дерева и обнимет его; «пятнашка» не пятнает игроков, стоящих на одной ноге и др.

2.«Займи место». Играющие образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий занимает место в середине круга. Он громко называет два любых номера. Вызванные номера должны немедленно поменяться местами. Воспользовавшись этим, водящий старается опередить одного из них и занять его место. Если ему это удастся, то тот, кто останется без места, идёт водить. Номера, присвоенные участникам в начале игры, не меняются.

3.«Мяч в середину». Играющие образуют 3 – 4 круга. В них должно быть равное количество ребят. Внутри каждого круга водящий. Он получает мяч и должен бросить его по очереди каждому из игроков, стоящих в кругу, никого не пропуская, и поймать обратно. Если мяч не будет пойман, то тот, кто промахнулся, бежит за ним, возвращается на место, и бросок повторяется. Когда мяч вернётся к водящему от последнего игрока, тот поднимает его над головой. Команда, раньше закончившая переброску мяча, выигрывает.

4.«Бег по кочкам». Играющие делятся на две команды. Перед каждой командой от линии старта до линии финиша на расстоянии 1 – 1,5 метра друг от друга чертят кружки диаметром 30 – 40 см (по прямой или извилистой линии). По сигналу руководителя первые номера, перепрыгивая из кружка в кружок, добегают до конечной черты, после чего по кратчайшему пути возвращаются обратно и передают эстафетные палочки следующим игрокам. Вручив эстафетную палочку очередному номеру, каждый игрок становится в конец колонны. Выигрывает команда, раньше закончившая игру.

5.«Посадка овощей». Две-три команды выстраиваются в колонны по одному. Перед командами на противоположном конце площадки чертят по пять кружков. Первым игрокам вручают по мешочку с предметами, условно обозначающими овощи (чеснок, лук, свеклу, морковь, картофель). По сигналу дети бегут, раскладывают все «овощи» в свои кружки, пустой мешочек передают вторым номерам. Вторые номера бегут, собирают «овощи» и полный мешочек передают третьим. Побеждает команда, раньше завершившая работу.

6.«Бегом вокруг колонны». Все идут по дороге, построившись в колонны по одному или по два. Водящий идёт в стороне. По знаку руководителя начинается игра. Водящий подходит к кому-нибудь из ребят (с любой стороны колонны) и дотрагивается до него, после чего обегает идущую колонну в любом направлении. Осаленный игрок бежит в противоположную сторону и тоже обегает колонну. Тот, кто первым добежит и встанет на свободное место, остаётся в строю. Опоздавший становится водящим.

Одной из важных задач в работе с детьми во внеурочное время является забота о том, чтобы свободные от учёбы часы заполнялись разумно, интересно, чтобы они были действенным средством воспитания детей.

                                                   Используемая литература.

  1. Организация введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Основные подходы. Москва. 2009
  2. Минскин Е.М. «Игры и развлечения в группе продлённого дня»: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. Москва.: Просвещение, 2003.

 

Категория: Статьи | Добавил: svetlansukhareva
Просмотров: 2146 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz