Из опыта работы классного руководителя
МБОУ СОШ №
7 г.
Ноябрьска
Танкиной Кульзираш Шаехметовны Пути индивидуализации
воспитания обучающихся.
Каким
должен быть сегодня ученик? Ответим на этот вопрос словами В.Г.Белинского: «
Найти свою дорогу, узнать своё место –в этом всё для человека, это для него
значит сделаться самим собой».
Учитель – это прежде всего практик, а
классный руководитель – практик вдвойне, иначе как можно уложить в определения,
схемы и таблицы жизнь целого классного коллектива.
Необходимость учета индивидуальных
особенностей учащихся влечет за собой вопрос: как все это осуществить
организационно? В современной школе, где один учитель одновременно занимается с
большой группой учащихся, это и является узловой проблемой индивидуализации в
воспитании.
Среди учителей распространено мнение о том,
что уменьшение коллектива учащихся в классе улучшает возможности
индивидуализации. Однако и относительно малое количество учащихся само по себе
автоматически не обеспечивает учета индивидуальных особенностей обучающихся. В
повседневной практике довольно часто встречаются случаи, когда в классе с
относительно малым числом учащихся возможности индивидуализации не
используются.
Итак, я расскажу о путях индивидуализации
обучающихся вновь прибывших в уже сложившийся классный коллектив. Нет такого
классного руководителя, который с этой проблемой не сталкивался. Согласитесь,
не все мы любим, когда в классе появляется «новенький». Как обычно мы между
собой говорим в коридорах:« подкинули», «подсадили», «подарочек», « чудо
новенькое», «своих полно, а тут новенького такого же посадили» А между тем это
очень серьёзная проблема именно индивидуализации ученика.
Как известно, над проблемой не задумываешься
просто так, пока она тебя плотно не коснётся. Так вот в прошлом году 8б класс был сформирован как класс углубленного изучения химии, от
базового списка осталось 20 обучающихся
и 12 обучающихся в классном коллективе считались вновь прибывшими, хотя
многие понимают, что новенькими сложно назвать учеников, пришедших с параллели,
другое дело – дети прибывшие из других школ города. Они действительно
«новенькие».Таких у меня оказалось 6 человек. Так вот возникла проблема, и она
требовала решения. Решение пришло из опыта работы, который к тому времени уже
был. Попробую поделиться с вами.
Первое
время внимательно отслеживаю каждого
обучающегося:
· какой он на уроке, перемене,
на внеурочном мероприятии;
· встречаюсь часто с
родителями;
· провожу индивидуальные с
ними беседы, причём беседую не только с новеньким, но и с классом, особенно с
неформальными лидерами;
· на каждого вновь
прибывшего ученика завожу что-то вроде анкеты – исследования ученика, её обычно
заполняют и родители, и ученик.
Считаю, что наиболее эффективно косвенное
воздействие классного руководителя на личность через собственный уже
наработанный в классе положительный авторитет. В любом случае новому человеку
сложно адаптироваться в незнакомом коллективе. Роль классного руководителя в
этом случае – провести беседы: индивидуальную – с новичком и групповую – с
классом. В разговоре с новеньким стоит рассказать о системе работы, о жизни
класса вне урока, о традициях класса, о порядках школьного процесса и кратко
дать характеристику класса. Заранее следует предупредить, что взаимоотношения в
коллективе не идеальные, поэтому при возникновении каких-либо проблем всегда
можно обратиться к вам за советом. Причем классный руководитель гарантирует
неразглашение такой беседы.
Необходимо нацелить новенького на
плодотворную учебу, дружелюбность и коммуникабельность по отношению к будущим
"коллегам" по учебе, а также остановиться на том, что любая ситуация
всегда разрешима!
Обязательно!! Классу стоит представить
новичка, сказать о нем несколько хороших слов. Затем желательно понаблюдать со
стороны, как развиваются взаимоотношения между учениками.
Предлагаю классному руководителю тренинг,
который можно провести с ребятами после занятий. Много времени он не занимает.
Все ученики берут стулья и садятся в круг, в
том числе и вновь пришедший, который в нескольких словах рассказывает о себе,
свою биографию и историю, как он попал в эту школу. Буквально несколько слов.
Затем по кругу пускаю маленький
теннисный мячик и каждый из учеников называет
свое имя и говорит ему слова поддержки, мячик переходит к другому и так далее.
Причем повторяться категорически запрещается. В данной ситуации необходимо
проследить, чтобы каждый говорил максимально искренне,
ирония – недопустима. После этого новичку все
пожимают руку, как бы принимая его в свои ряды. На следующий день новенькому
будет немного легче ориентироваться и привыкать к условиям.
Не секрет, когда в класс приходит новый
ученик – это всегда событие для всех. Но в первую очередь для самого новичка.
Новичок проходит через несколько фаз адаптации:
·
сначала
ребята к нему осторожно присматриваются и держатся поодаль, затем находятся
один-два ученика, которые берут на себя разъяснительную функцию;
·
формируется
общее коллективное мнение о новом ученике;
·
в
результате новенький либо вливается, либо не вливается в общую «тусовку».
Многое зависит от личностных качеств
пришедшего, его коммуникабельности, а также от помощи классного руководителя в
данной ситуации. Здесь, считаю, самое главное
- не упустить время.
Вернёмся к моему классу. Для того чтобы всех
новых ребят сплотить и сделать единым целым, я провела несколько совместных
мероприятий в прошлом учебном году, объединив их общим названием « Коллективное творческое дело»:
«День матери», социальный проект « Культура народов, населяющих Ноябрьск»,
Праздник к 23 февраля
«Нашим
папам посвящается». И почти незаметно втягивала именно «новеньких» в эти
мероприятия. Были сложности: одни не хотели, другие – не могли, однако в итоге
все пели, танцевали, рассказывали стихи, играли на музыкальных инструментах.
Каждый вновь прибывший как - то проявил
себя. И когда кипела в актовом зале работа, спорили, пробовали, примеряли к
себе разные роли. Именно здесь и
раскрывался каждый ученик. Думаю,
что именно там новенькие не только
сумели влиться в классный коллектив, но найти своё там пространство, а это так
важно. Предполагаю, что именно там, на мероприятиях, сплотился класс. И кто
работает в 9б классе с трудом отличит сегодня вновь прибывших учеников от тех,
кто учится в нашей школе с 1 класса.
Итак, учёт индивидуальных возможностей каждого
ребёнка - необходимый процесс в современной школе, без которого невозможно
достичь гармоничного развития ребёнка в целом.
|