Сетевое сообщество классных руководителей г. Ноябрьска, ЯНАОПятница, 03.05.2024, 09:16

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Планирование [1]
Диагностика [1]
Статьи [4]
Родительское собрание [0]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 29

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Баннер
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ РОССИЙСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ

Каталог статей

Главная » Файлы » Классное руководство » Статьи

Пути индивидуализации воспитания обучающихся
[ Скачать с сервера (860.8 Kb) ] 23.01.2014, 20:48

Из опыта работы классного руководителя

 МБОУ СОШ № 7 г. Ноябрьска

Танкиной Кульзираш Шаехметовны

Пути индивидуализации воспитания обучающихся.

        Каким должен быть сегодня ученик? Ответим на этот вопрос словами В.Г.Белинского: « Найти свою дорогу, узнать своё место –в этом всё для человека, это для него значит сделаться  самим собой».

   Учитель – это прежде всего практик, а классный руководитель – практик вдвойне, иначе как можно уложить в определения, схемы и таблицы жизнь целого классного коллектива.

    Необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся влечет за собой вопрос: как все это осуществить организационно? В современной школе, где один учитель одновременно занимается с большой группой учащихся, это и является узловой проблемой индивидуализации в воспитании.

   Среди учителей распространено мнение о том, что уменьшение коллектива учащихся в классе улучшает возможности индивидуализации. Однако и относительно малое количество учащихся само по себе автоматически не обеспечивает учета индивидуальных особенностей обучающихся. В повседневной практике довольно часто встречаются случаи, когда в классе с относительно малым числом учащихся возможности индивидуализации не используются. 

   Итак, я расскажу о путях индивидуализации обучающихся вновь прибывших в уже сложившийся классный коллектив. Нет такого классного руководителя, который с этой проблемой не сталкивался. Согласитесь, не все мы любим, когда в классе появляется «новенький». Как обычно мы между собой говорим в коридорах:« подкинули», «подсадили», «подарочек», « чудо новенькое», «своих полно, а тут новенького такого же посадили» А между тем это очень серьёзная проблема именно индивидуализации ученика.

    Как известно, над проблемой не задумываешься просто так, пока она тебя плотно не коснётся. Так вот в прошлом году  8б класс был сформирован  как класс углубленного изучения химии, от базового списка осталось 20 обучающихся  и 12 обучающихся в классном коллективе считались вновь прибывшими, хотя многие понимают, что новенькими сложно назвать учеников, пришедших с параллели, другое дело – дети прибывшие из других школ города. Они действительно «новенькие».Таких у меня оказалось 6 человек. Так вот возникла проблема, и она требовала решения. Решение пришло из опыта работы, который к тому времени уже был. Попробую поделиться с вами.

Первое время  внимательно отслеживаю каждого обучающегося:

·       какой он на уроке, перемене, на внеурочном мероприятии;

·       встречаюсь часто с родителями;

·       провожу индивидуальные с ними беседы, причём беседую не только с новеньким, но и с классом, особенно с неформальными лидерами;

·       на каждого вновь прибывшего ученика завожу что-то вроде анкеты – исследования ученика, её обычно заполняют и родители, и ученик.

    Считаю, что наиболее эффективно косвенное воздействие классного руководителя на личность через собственный уже наработанный в классе положительный авторитет. В любом случае новому человеку сложно адаптироваться в незнакомом коллективе. Роль классного руководителя в этом случае – провести беседы: индивидуальную – с новичком и групповую – с классом. В разговоре с новеньким стоит рассказать о системе работы, о жизни класса вне урока, о традициях класса, о порядках школьного процесса и кратко дать характеристику класса. Заранее следует предупредить, что взаимоотношения в коллективе не идеальные, поэтому при возникновении каких-либо проблем всегда можно обратиться к вам за советом. Причем классный руководитель гарантирует неразглашение такой беседы.

    Необходимо нацелить новенького на плодотворную учебу, дружелюбность и коммуникабельность по отношению к будущим "коллегам" по учебе, а также остановиться на том, что любая ситуация всегда разрешима!

 

   Обязательно!! Классу стоит представить новичка, сказать о нем несколько хороших слов. Затем желательно понаблюдать со стороны, как развиваются взаимоотношения между учениками.

    Предлагаю классному руководителю тренинг, который можно провести с ребятами после занятий. Много времени он не занимает.

   Все ученики берут стулья и садятся в круг, в том числе и вновь пришедший, который в нескольких словах рассказывает о себе, свою биографию и историю, как он попал в эту школу. Буквально несколько слов. Затем по кругу  пускаю маленький теннисный мячик и  каждый из учеников называет свое имя и говорит ему слова поддержки, мячик переходит к другому и так далее. Причем повторяться категорически запрещается. В данной ситуации необходимо проследить, чтобы каждый говорил максимально искренне,

 ирония – недопустима. После этого новичку все пожимают руку, как бы принимая его в свои ряды. На следующий день новенькому будет немного легче ориентироваться и привыкать к условиям.

  Не секрет, когда в класс приходит новый ученик – это всегда событие для всех. Но в первую очередь для самого новичка. Новичок проходит через несколько фаз адаптации:

 

·        сначала ребята к нему осторожно присматриваются и держатся поодаль, затем находятся один-два ученика, которые берут на себя разъяснительную функцию;

·        формируется общее коллективное мнение о новом ученике;

·        в результате новенький либо вливается, либо не вливается в общую «тусовку».

   Многое зависит от личностных качеств пришедшего, его коммуникабельности, а также от помощи классного руководителя в данной ситуации. Здесь, считаю, самое главное  -  не упустить время.

   Вернёмся к моему классу. Для того чтобы всех новых ребят сплотить и сделать единым целым, я провела несколько совместных мероприятий в прошлом учебном году, объединив их общим  названием « Коллективное творческое дело»: «День матери», социальный проект « Культура народов, населяющих Ноябрьск», Праздник к  23 февраля

«Нашим папам посвящается». И почти незаметно втягивала именно «новеньких» в эти мероприятия. Были сложности: одни не хотели, другие – не могли, однако в итоге все пели, танцевали, рассказывали стихи, играли на музыкальных инструментах. Каждый вновь прибывший  как - то проявил себя. И когда кипела в актовом зале работа, спорили, пробовали, примеряли к себе разные роли.  Именно здесь и раскрывался каждый ученик.  Думаю, что  именно там новенькие не только сумели влиться в классный коллектив, но найти своё там пространство, а это так важно. Предполагаю, что именно там, на мероприятиях, сплотился класс. И кто работает в 9б классе с трудом отличит сегодня вновь прибывших учеников от тех, кто учится в нашей школе с 1 класса.

 Итак, учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка - необходимый процесс в современной школе, без которого невозможно достичь гармоничного развития ребёнка в целом.

 

 

Категория: Статьи | Добавил: svetlansukhareva
Просмотров: 545 | Загрузок: 37 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz