Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа № 12» г.
Ноябрьск
Внеклассное занятие по произведениям М.Ю.Лермонтова
Тема
«Поэзия Лермонтова в творчестве детей»
учитель начальных классов Икрянова Галина Александровна
Внеклассное занятие по
произведениям М.Ю.Лермонтова.
Тема занятия.
«Поэзия Лермонтова в творчестве детей»
Форма проведения
– творческая мастерская. Иллюстрирование стихотворений в технике «Мозаика».
Технология –
организация группового взаимодействия.
Задачи занятия:
прививать интерес к русской классической литературе через поэзию М.Ю.
Лермонтова; развивать творческое воображение, коммуникативные навыки.
Оборудование: портрет
Лермонтова, презентация «Поэзия Лермонтова в творчестве художников», карточки
для работы в группе, рваная бумага для аппликации, листы формата А-4, клей,
чистый лист формата А-3.
Подготовка к
занятию. Указом президента Российской Федерации 2012 год объявлен Годом
российской истории, это сделано с целью привлечения внимания общества к
российской истории и роли России в мировом историческом процессе. На 2012 год
выпадает несколько важнейших исторических юбилеев, в числе которых 1150 – летие
создания Русского государства и 200 лет со дня Бородинского сражения. В целях
патриотического воспитания детей в моём классе было проведено несколько
мероприятий на тему «Знакомимся с Лермонтовым»:
классный час «Детство Лермонтова», заочное путешествие «В
Тарханы», конкурс чтецов и рисунков «Стихи Лермонтова для детей», экскурсия в
музей на просмотр выставки «1812», поэзия Лермонтова в творчестве композиторов
и художников.
Это занятие – итоговое, на котором дети проиллюстрируют
любимое стихотворение Лермонтова не красками, а в виде аппликации.
Этапы
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
обучающихся
|
Примечание
|
Орг. момент.
Определение к деятельности.
|
Начинает занятие словами:
- «Здесь всюду властвуют его стихи.
Далёкие, зовущие, живые…»
Я рада очередной встрече в нашей творческой мастерской. Занятие
сегодня будет необычное, но очень интересное.
|
Дети слушают учителя.
|
Портрет Лермонтова
|
Определение
темы, постановка учебной задачи.
|
Организует определение
темы, постанов-ку учебной задачи.
- Прочитайте тему
занятия, записанную на доске: «Поэзия Лермонтова в творчестве детей».
- Попробуйте определить
вид нашей деятельности.
Обобщает.
- Сегодня мы завершаем прекрасное путешествие в творчество
русского поэта М.Ю.Лермонтова. Наше занятие посвятим иллюстрированию любимых
стихов поэта, но не красками, а с помощью мозаики. Работу можно выполнять как
индивидуально, так и в малой группе, но не более 4-х человек.
|
Самостоятельно
читают тему занятия с доски «Поэзия
Лермонтова в творчестве детей»,
предлагают варианты своей деятельности.
|
На доске: «Поэзия Лермонтова в творчестве детей».
|
Беседа
|
Организует
беседу.
- Поэзия Лермонтова нашла своё отражение в различных видах
искусства. Можете назвать, в каких?
Обобщает.
- Около 800 композиторов писали музыку на стихи
Лермонтова. Среди них такие имена, как Чайковский, Рахманинов, Глинка.
Написаны различные музыкальные жанры: опера (Рубенштейн), вальс (Хачатурян),
романс (Варламов). Иллюстрации, гравюры, рисунки украшают произведения
Лермонтова (И.Шишкин)
- А какие стихи вам бы хотелось проиллюстрировать?
|
Делают 2-3 минисообщения
(в устной форме), подготовленные дома, воспринимают дополнения учителя.
|
Фронтально.
Презентация «Поэзия Лермонтова в творчестве художников»
|
Игра «Угадай-ка»
|
Организует игру.
- Прочитайте отрывок
из стихотворения, а остальные попробуют угадать название.
Подводит
миниитог.
- Короткую жизнь прожил Лермонтов. Но его творчеством
восхищаются многие годы. Волшебные строки стихов поэта тонко передают
настроение; замечательно, что каждый из нас смог найти в них своё душевное
состояние.
- Попробуйте
передать это душевное состояние в своей творческой работе.
|
Читают отрывок из
любимого стихотворения в группе, остальные – угадывают название.
|
|
Творчес-кая работа.
|
Организует работу
в группах.
- Объединитесь в группы в зависимости от подготовленного
стихотворения.
- Вспомните правила группового взаимодействия.
- Обсудите рисунок для иллюстрации.
- Выполните рисунок карандашом.
- Выполните иллюстрацию «аппликацией»
- Оцените свою работу, поставьте на выставку.
- Во время творчества вы услышите музыку, написанную на
стихи Лермонтова
- Желаю всем приятной работы!
|
Организуются в группы
по интересам, вспоминают пра
вила работы в группе, выпол
няют задание по инструкта
жу; после окончания работы выставляют аппликацию на
выставку.
|
Карточка-инструктаж.
Звучит музыка на стихи М.Ю.
Лермонтова.
|
Итог.
|
Подводит итог
занятиям – выставка работ.
Показывает работы
- группа, выполняв
шая её, встаёт.
|
Рассматривают выставку собственных работ.
|
Выставка твор
ческих работ.
|
Рефлек-сия
|
- Ну вот, наше
путешествие в творчество Лермонтова подошло к концу. Покажите ваше
впечатление от этого путешествия листочками разного цвета, которые лежат на
столе учителя, прикрепив их на чистом листе ватмана.
Спасибо
за приятное путешествие!
|
Обучающиеся
выбирают листочек, опираясь на внутреннее ощущение, прикрепляют его к чистому
листу ватмана.
|
Чистый лист ватмана прикре
плён на доску.
|
Используемая литература.
1.http://festival.1september.ru/articles/413202/
2.http://poetry4kids.ru/lermontov.htm
3.Журнал «Начальная школа» №11 за 1992
год.
|